|
Практика образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью |
|
Я работаю учителем-дефектологом, логопедом в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом. Нашу группу посещают 12 детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Расстройство аутистического спектра, как одно из нарушений детского развития, все чаще встречается у детей, посещающих дошкольные учреждения. Многие педагоги и специалисты ДОО часто сталкиваются с трудностями в их поведении и обучении. В связи с этим так актуален вопрос поиска подходов к образованию детей с РАС.
С 2015 года дошкольное учреждение МБДОУ "Детский сад №452 «Родничок» работает в рамках городского проекта «Внедрение современных технологий воспитания и обучения детей с РАС в ДОО г. Нижнего Новгорода». С 2017 года название проекта - «Развитие инклюзивного и специального образования для детей с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации».
В рамках проекта я прошла обучение в форме городских семинаров, международных конференций, заседаний круглых столов, практикумов, стажировок, организованных специалистами фонда «Обнаженные сердца».
Коррекционная работа в нашей группе выстраивается по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей со сложным дефектом (расстройства аутистического спектра и интеллектуальная недостаточность) с учетом рекомндаций ПМПК с применением современных методик и технологий работы с детьми с РАС.
В группе создана специальная коррекционная предметно-пространственная среда для детей с РАС. Мебель и стены группы выполнены в спокойных тонах, в интерьере группы нет ярких отвлекающих стимулов. Пространство группы разделено на рабочую (учебную) зону и зону для игр. В группе имеются кабинки для индивидуальных занятий с детьми. Они предназначены для детей, которым трудно по разным причинам участвовать в групповых занятиях. Все игровые и дидиктические материалы упорядочены, каждый предмет находится на постоянном месте, места промаркированы, что способствует самостоятельнй уборке игрушек детьми. Обязательным компонентом предметно-пространственной среды является оборудование для сенсорной разгрузки детей во время перерывов (сухой бассейн, чаша-балансир, батут, на стене прикреплен мат, толщиной 10 см он служит и для получения сенсорных ощущений и для снятия агрессии). | |
В группе создана специальная коррекционная предметно-пространственная среда для детей с РАС. Мебель и стены группы выполнены в спокойных тонах, в интерьере группы нет ярких отвлекающих стимулов. Пространство группы разделено на рабочую (учебную) зону и зону для игр. В группе имеются кабинки для индивидуальных занятий с детьми. Они предназначены для детей, которым трудно по разным причинам участвовать в групповых занятиях. Все игровые и дидиктические материалы упорядочены, каждый предмет находится на постоянном месте, места промаркированы, что способствует самостоятельнй уборке игрушек детьми. Обязательным компонентом предметно-пространственной среды является оборудование для сенсорной разгрузки детей во время перерывов (сухой бассейн, чаша-балансир, батут, на стене прикреплен мат, толщиной 10 см он служит и для получения сенсорных ощущений и для снятия агрессии). |
Проводятся индивидуальные, групповые и подгрупповые занятия . Индивидуальные занятия проходят в группе, кабинете логопеда, в специальных кабинках.
Подгрупповые и групповые занятия проводятся в группе.
Для организации занятий используется система расписаний: общее расписание для всех детей, индивидуальное для каждого ребенка. Расписание помогает понять последовательность выполнения заданий и их количество. | |
Проводятся индивидуальные, групповые и подгрупповые занятия . Индивидуальные занятия проходят в группе, кабинете логопеда, в специальных кабинках.
Подгрупповые и групповые занятия проводятся в группе.
Для организации занятий используется система расписаний: общее расписание для всех детей, индивидуальное для каждого ребенка. Расписание помогает понять последовательность выполнения заданий и их количество. |
Мы активно используем визуальную поддержку и развиваем коммуникацию. Визуальная поддержка - это группа стратегий, которые используются для улучшения понимания ребенком ожиданий, инструкций и требований к нему, помогают структурировать деятельность ребенка. К визуальной поддержке относится расписание дня (ряд предметов, фотографий, картинок, подписей), которое отражает последовательность видов деятельности. Визуальные стимулы помогают детям в понимании социальных правил, направляют социальное поведение, помогают в усвоении учебного материала. Визуальная поддержка направляет детей на выполнение как словесных, так и предметных инструкций Расписания подбираются индивидуально для каждого ребенка и зависят от уровня его интеллектуального развития и особенностей восприятия. События дня для ребёнка становятся более предсказуемыми, что помогает избежать тревожности и проблемного поведения. | |
Мы активно используем визуальную поддержку и развиваем коммуникацию. Визуальная поддержка - это группа стратегий, которые используются для улучшения понимания ребенком ожиданий, инструкций и требований к нему, помогают структурировать деятельность ребенка. К визуальной поддержке относится расписание дня (ряд предметов, фотографий, картинок, подписей), которое отражает последовательность видов деятельности. Визуальные стимулы помогают детям в понимании социальных правил, направляют социальное поведение, помогают в усвоении учебного материала. Визуальная поддержка направляет детей на выполнение как словесных, так и предметных инструкций Расписания подбираются индивидуально для каждого ребенка и зависят от уровня его интеллектуального развития и особенностей восприятия. События дня для ребёнка становятся более предсказуемыми, что помогает избежать тревожности и проблемного поведения. |
В качестве визуальной поддержки на занятиях используются расписание, карта ответов, мотивационные системы "сначала - потом", визуально представленные кадемические инструкции.
Расписание на занятиях помогает ребёнку понять последовательность выполнения заданий и их количество.
Карты для ответов представляют собой картинки на одном листе, с помощью которых ребенок может дать экспрессивные ответы на групповых и индивидуальных занятиях. Используются для детей, которые не пользуются речью: ребенок отвечает на вопрос, показывая на соответствующую картинку.
Мотивационные системы "сначала-потом" - это мини-расписания в виде двух картинок на липучках, на одной из которых изображена та деятельность, которую ребенок должен завершить, на другой - подкрепление, которое он за это получит. Мотивационные системы помогают мотивировать ребенка выполнить задание, позаниматься, подождать и т.д. Ребенок сам выбирает то поощрение, которое его ждет.
Визуально представленные академические инструкции. Дидактический материал исполнен так, что в нем наглядно представлен принцип выполнения задания. Это помогает ребенку выполнить задание самостоятельно. | |
В качестве визуальной поддержки на занятиях используются расписание, карта ответов, мотивационные системы "сначала - потом", визуально представленные кадемические инструкции.
Расписание на занятиях помогает ребёнку понять последовательность выполнения заданий и их количество.
Карты для ответов представляют собой картинки на одном листе, с помощью которых ребенок может дать экспрессивные ответы на групповых и индивидуальных занятиях. Используются для детей, которые не пользуются речью: ребенок отвечает на вопрос, показывая на соответствующую картинку.
Мотивационные системы "сначала-потом" - это мини-расписания в виде двух картинок на липучках, на одной из которых изображена та деятельность, которую ребенок должен завершить, на другой - подкрепление, которое он за это получит. Мотивационные системы помогают мотивировать ребенка выполнить задание, позаниматься, подождать и т.д. Ребенок сам выбирает то поощрение, которое его ждет.
Визуально представленные академические инструкции. Дидактический материал исполнен так, что в нем наглядно представлен принцип выполнения задания. Это помогает ребенку выполнить задание самостоятельно. |
В группе есть неговорящие дети. Для развития коммуникации используются карточки PECS и коммуникативные доски.
PECS побуждает ребенка начать коммуникативное взаимодействие. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет). Коммуникативный партнер (педагог, родитель) вербализует (исполняет ) желания ребенка после получения картинки.
| |
В группе есть неговорящие дети. Для развития коммуникации используются карточки PECS и коммуникативные доски.
PECS побуждает ребенка начать коммуникативное взаимодействие. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет). Коммуникативный партнер (педагог, родитель) вербализует (исполняет ) желания ребенка после получения картинки.
|
Коммуникативная доска – это следующий этап развития коммуникации. С помощью коммуникативной доски ребенок может составить фразу из нескольких слов, используя картинки (Я хочу машинку), может поздороваться, ответить на вопрос. У многих детей, которые научились пользоваться коммуникативной доской, появляется речь. | |
Коммуникативная доска – это следующий этап развития коммуникации. С помощью коммуникативной доски ребенок может составить фразу из нескольких слов, используя картинки (Я хочу машинку), может поздороваться, ответить на вопрос. У многих детей, которые научились пользоваться коммуникативной доской, появляется речь. |
Занимаясь с детьми с РАС, мы учитываем их интересы и потребности. Дети с РАС не всегда понимают смысл заданий, которые дает педагог (зачем нужно переложить шарики в коробку, разложить картинки). Поэтому мы создаем мотивацию, понятную для такого ребенка: хочешь любимую игрушку, угощение – сделай задание. Поощрения бывают разные: для кого-то достаточно словесной похвалы: «Молодец! Дай пять!», кто-то "работает" за угощение, игрушку или сенсорные ощущения. | |
Занимаясь с детьми с РАС, мы учитываем их интересы и потребности. Дети с РАС не всегда понимают смысл заданий, которые дает педагог (зачем нужно переложить шарики в коробку, разложить картинки). Поэтому мы создаем мотивацию, понятную для такого ребенка: хочешь любимую игрушку, угощение – сделай задание. Поощрения бывают разные: для кого-то достаточно словесной похвалы: «Молодец! Дай пять!», кто-то "работает" за угощение, игрушку или сенсорные ощущения. |
|
|
|