Наши самые главные партнеры, помощники и друзья - наши родители!
Работа с родителями осуществляется в рамках функционирования родительского клуба "Теплый очаг" согласно программы взаимодействия
Работа клуба «Теплый очаг» (далее Клуб) проводится 1 раз в месяц.
Продолжительность встреч – 1-1,5 часа.
Задачи Клуба:
· повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний в вопросах, связанных с обучением и воспитанием детей с РАС;
· содействие сплочению родительского коллектива: снижение тревожности в связи с проблемами ребёнка, получение взаимной поддержки;
· выработка единой стратегии воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье;
· максимальное привлечение родителей к участию в образовательном процессе, обучение умению адекватно оценивать возможности своего ребенка, понимать его трудности и видеть ресурсы в решении поставленных задач обучения и воспитания, повысить мотивацию на сотрудничество с педагогами группы;
· обмен родительским опытом, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей.
Хорошие отношения учителя-дефектолога и родителей являются существенным элементом помощи семье. Изучение реакций родителей на диагноз ребенка, их способы адаптации к длительному стрессу, нахождение факторов, влияющих на переживания родителей, будет способствовать эффективному взаимодействию. Понимание индивидуальных особенностей взаимоотношений родителей и ребенка позволяет специалисту, с одной стороны, корректировать дезадаптирующие ребенка неэффективные способы взаимодействия в семье, а с другой стороны, - найти сильные ресурсные зоны семьи, на которые можно опереться в своей работе.
На занятиях Клуба большое внимание уделяется тематическим встречам и обучению родителей методам и приемам обучения детей. Рассматриваются, например, такие темы:
· Меняем не ребёнка, а его поведение.
· Система альтернативной коммуникации.
· Как повысить мотивацию ребёнка?
· Мой ребёнок не говорит. Почему, что делать, как его научить?
· Формирование новых навыков .
· Алгоритм обучения навыкам коммуникации.
· Сенсорные стимуляции. Полезные подсказки, поиск подкрепления.
· Нарушенный диалог можно восстановить.
· Как помочь ребёнку играть самостоятельно?
· Навыки самообслуживания.
· Почему подражание так важно. «Делай, как я!». Как помочь ребёнку учиться с помощью подражания.
· Как закрепить успех.
· Важность невербальной коммуникации.
· Социальные истории.
· Отсутствие отклика на коммуникацию.
В ходе встреч, помимо получения теоретических знаний, родители тренируются использовать те или иные приёмы друг на друге, обсуждают возникающие в ходе обучения трудности, делятся опытом. Как правило, у родителей возникает множество вопросов, на которые они хотели бы получить профессиональный ответ. Для того чтобы помочь родителям получить совет профессионала в той или иной области, на заседания клуба приглашаются соответствующие специалисты: заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель, психолог и др. Очень полезными оказываются встречи с родителями, которые уже имеют успешный опыт воспитания детей с РАС. Такого рода встречи позволяют снизить тревожность родителей в связи с проблемами ребёнка, открывают новые возможности эффективного взаимодействия с ним, становятся источником вдохновения и уверенности, помогают родителям находить способы решения проблем самостоятельно.
Важным направлением является работа, направленная на сплочение группы, на решение психологических проблем родителей. С этой целью проводятся обсуждения таких тем как, например:
· Забота о себе и своей семье.
· Боремся за своего ребёнка.
· Мы все похожие и разные.
· Что я хочу? Что я могу?
Активное использование практических игр и упражнений на занятиях Клуба позволяет участникам не только обмениваться впечатлениями, чувствами, но и способствует сплочению группы, повышает уровень включенности, инициативы и активности, позволяет повысить продуктивность коррекционной работы с детьми.
Такая систематическая работа с семьей способствует формированию единого образовательного пространства «Детский сад – семья»! |